Алексей Петров01 октября 2015 time 10:02источник: Известия раздел:Главная дальшеНовости дальшеНаука

Российские машиностроители будут выпускать космические ранцы на солнечных батареях

Государственный Центральный НИИ машиностроения при Роскосмосе через два года планирует освоить производство новых легких космических реактивных ранцев

1 октября, Москва. Новые космические ранцы, оснащенные электрореактивным двигателем, будут выпущены государственным Центральным НИИ машиностроения при Роскосмосе к 2018 году. Об этом сообщили в Российской академии космонавтики.

Новые модели ранцев для космонавтов будут оснащены солнечными панелями, которые будут развернуты в случае необходимости в подзарядке батареи в экстренных ситуациях. Они обеспечат безопасную работу в открытом космосе, рассказал космонавт, академик Российской академии космонавтики Михаил Бурдаев.

«Такие устройства нужны космонавтам. Сегодня безопасность российских космонавтов обеспечивают только фалы и карабины», - согласен Главный специалист ракетно-космической корпорации «Энергия», космонавт Юрий Усачев.

Хотя на сегодня случаев отрыва космонавта от орбитальной станции не зафиксировано, любой выход в открытый космос сопровождается одеванием специального ранца поверх скафандра «на всякий случай», так как вероятность такого отрыва достаточно высока. При этом даже краткосрочное пребывание космонавта в космосе в тени Земли будет для него смертельным, так как температура там опускается до минус 150 градусов.

Научный сотрудник МФТИ Иван Завьялов пояснил, что обычный реактивный двигатель сжигает топливо и скорость естественного выхода газа через реактивное сопло сильно ограничена, а электрореактивный двигатель ионизирует газ и заряженные ионы разгоняются электрическим полем - в итоге скорость выхода газа в 10 и более раз выше, чем у химического двигателя.

Следовательно, такие двигатели потребляют гораздо меньше топлива. В России есть две производственные площадки, занимающиеся созданием электрореактивных двигателей, - ОКБ «Факел» из Калининграда и ОАО «КБ химавтоматики» из Воронежа.

В новом ранце конструкторы предусмотрели передние тормозные двигатели малой мощности, которые будут полезны при подлете космонавта к орбитальной станции. Они позволят погасить скорость и избежать столкновения с элементами космического корабля.

В настоящее время на предприятии «Звезда», которое в России разрабатывает и выпускает космические скафандры, создана установка спасения космонавта (УСК). Она обеспечивает возможность возврата на Международную космическую станцию (МКС) и в настоящее время не используется. Ее вес составляет 55 кг, в ней нет тормозного устройства и отсутствует подзарядка от Солнца.

В настоящее время космонавты во время выхода в открытый космос используют для страховки тросы с карабинами, закрепляемыми на корпусе корабля. Так называемые фалы поочередно цепляются за элементы конструкции и фиксируются, что не позволяет космонавтам улететь в космос.

Первым человеком, вышедшим в открытый космос, стал советский летчик космонавт Алексей Леонов. 18 марта 1965 года он впервые покинул кабину корабля «Восход-2» в 100-килограмовом скафандре, поверхность которого на солнце нагревалась до плюс 150 градусов, а в тени остывала до минус 140.